Дополнительное образование - благоприятная среда для развития творческой одаренности детей

Дополнительное образование - благоприятная среда для развития творческой одаренности детей

                                                                педагог-организатор ЦДТ Семенова Т.А.

Выдающийся ученый, гуманист Али Апшерони: «Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно  воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае не сразу».

В развитии творческой одаренности детей весомую роль играет система дополнительного образования, которая в силу своей уникальности способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

В настоящее время около 11 млн. российских детей в возрасте от 5 до 18 лет постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, экологией, туризмом, краеведением, увлеченно реализуют себя в исследовательской деятельности.

 «Центр детского творчества» Чебоксарского района создает необходимые условия, обеспечивающие выявление и развитие творчески одаренных детей.

Образовательный процесс в нашем Центре ведут 26 педагогов, имеющих высокий потенциал и существенный опыт работы в системе дополнительного образования детей.

Занятия проводятся не только в Центре для Кугесьских школьников, но и  в 14 школах района и детсада «Пюрнеске».

В последние годы интерес детей к занятиям творчеством возрос.

Одним из важнейших показателей эффективности работы являются достижения наших обучающихся на различных конкурсах.

Только в этом учебном году банк достижений пополнился 41 наградами районного, 15 - республиканского, 1– межрегионального и 10 – Всероссийского уровней.

Центром ведется работа с творчески одаренными детьми по 5 направлениям.

Самой массовой и востребованной является система интеллектуальных, творческих конкурсов, соревнований, фестивалей.

Центральное место в системе работы с творчески одаренными детьми района занимает фестиваль детского художественного творчества «Алло, мы ищем таланты!», объединяющий 4 самостоятельных конкурса: «Выразительное слово», «Лейся, песня!», «Театральное созвездие», «Танцевальный фейерверк» и проводится уже 17 лет. Согласитесь, за это время выросло целое поколение. Охват учащихся фестивалем  за последние 3 года на слайде.

Победители и призеры фестиваля заносятся в банк данных одаренных детей и получают возможность и в дальнейшем развивать свои способности, участвуя в различных республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсах, и оттачивают свое мастерство, выступая на концертах, праздниках, на значимых районных мероприятиях.

 Банк данных постоянно пополняется новыми именами. А чтобы разглядеть и по достоинству оценить талантливого ребенка, необходимо привлечь компетентных специалистов.

Наша задача, как организаторов - обеспечить объективную оценку, и на каждый из конкурсов фестиваля приглашаем в жюри специалистов республиканского уровня - заслуженных работников культуры ЧР и России, артистов, режиссеров ведущих  театров г. Чебоксары., преподавателей учебных заведений.

 На следующем слайде видно, какое количество из 26 школ принимают участие в том или ином конкурсе фестиваля.

В конкурсе чтецов и песен стабильно высокая активность. А в танцевальном и театральном конкурсах, наоборот - участие приняли меньшее количество школ. Причину вижу в том, что в этих видах искусства нужны квалифицированные специалисты. Учитель-предметник, в отличие от стихов и песен, не сможет подготовить на должном уровне танец или театральную постановку, где нужны специальные знания. С одной стороны, это «+», т.к. уровень выступлений повышается за счет участия в конкурсах только профессионально подготовленных детей. Но «-» в том, что теряется массовость. Вывод - в школах надо не ограничиваться только предметными кружками, а развивать дополнительное образование, привлекая квалифицированные кадры, развивать социальное партнерство с учреждениями культуры, принимать участие в различных проектах.

К примеру, в начале прошлого учебного года в республике дан старт проекту «Танцующая школа», по которому третий час физкультуры отдан под занятия хореографией, ритмикой. Из нашего района  только две школы (Тренькасинская и Ишлейская) приняли участие в реализации данного проекта.

Таланты наших детей многогранны. В районе очень много ребят, у которых, как говорится «золотые руки». Наверно, каждый из присутствующих в зале, не раз видел их замечательные изделия на выставках. Для развития и поддержки таких детей у нас существуют кружки декоративно-прикладного и технического творчества, регулярно проводятся ярмарки, конкурсы, мастер-классы.

Центром реализуются программа раннего выявления и развития творческой одаренности. Своеобразным стартом для развития творческих способностей стала игра - конкурс по станциям «Я сам!» для учащихся начальных классов. Так дети получают первый опыт участия в районных творческих конкурсах. За последние 3 года 100% школ принимали участие в игре, проводимой нами  более 10 лет.

А для развития лидерских способностей ищущих, активных ребят созданы и успешно работают Школа лидера и районая детская общественная организация «Радуга», объединяющая около 4 тысяч ребят .

Для выявления и развития интеллектуально одаренных школьников Центром ежегодно проводятся районные конференции «Поиск» и «EXCELSIOR». Победители успешно участвуют на республиканских конференциях.

Хорошо поставлена научно-исследовательская работа в Кугесьском лицее, Тренькасинской, Кугесьской №1, Большекатрасьской, Кшаушской средних школах, Янышской основной. По творческому проектированию успешна работа в Тренькасинской, кугесьской №1, Кшаушской, Синьяльской, Абашевской средних школах, Сятра-Лапсарской основной.

Для грамотного педагогического руководства проектами и исследовательскими работами для учителей района  регулярно  проводятся обучающие семинары. Но, несмотря на то, что условия для  проектной деятельности созданы. количество участников конференции «Поиск» заметно снизилось. (Слайд) Школам необходимо активизировать эту работу. Ведь применение метода проектов и исследовательская работа с учащимися является показателем высокого уровня квалификации педагога.

Ежегодно мы проводим достаточно много мероприятий для учащихся района, в которых каждый желающий может проявить себя. За последние 3 года количество участников выросло на 17,12%.

Для отслеживания результативности и активности участия школ ведется мониторинг, по итогам конкурсов выявляются победители.

В этом году  рейтинг возглавили среди средних школ : «Кугесьский лицей», Кугесьская СОШ №1. «Ишлейская СОШ».

среди основных: «Янышская ООШ», С-Лапсарская ООШ»,  «Чемуршинская ООШ».

Хочу отметить, что ни одно высокое место ученика или школы в рейтинге было бы невозможно без кропотливого труда педагогов, которые играют ведущую роль в организации в работы с творчески одареннными детьми. Наша задача - помочь ребенку  разобраться  в  том,  что его интересует,  увлечь  в мир  творчества  и фантазии, найти занятие по душе, содействовать профессиональному самоопределению подростков.

Так давайте же будем внимательны к талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных! Как сказал в свое время К.Д.Ушинский, “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях”.