Методразработка "Балетная осанка-основа хореографического воспитания"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Чебоксарского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Балетная осанка – основа хореографического воспитания»

 

 

 

 

 

 

Автор:

Хатина Ольга Георгиевна,

 педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

 Чебоксарского района Чувашской Республики

2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.  Введение............................................................................................................. стр.3

2.         Подготовительная часть. Упражнения на полу............................................ стр.6

 

2.1.            Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела................... стр.6

2.2.            Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава............................................................................................................... стр.7

2.3.            Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса........................... стр.7

2.4.            Упражнения на улучшение гибкости позвоночника............................. стр.8

2.5.            Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра       стр.9

2.6.            Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов................. стр. 10

2.7.            Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава: эластичности мышц голени и стопы   стр. 10

2.8.                            Упражнения для развития выворотности ног   танцевального шага. стр. 11

2.9.            Упражнения на исправление осанки.................................................... стр.12

3. Основная часть. Классический танец........................................................... стр. 13


 

Введение.

В искусстве хореографии правильной осанке всегда предавалось большое значение. Об этом неоднократно говорили многие хореографы. И потому, процесс обучении классическому танцу, основа которой является классический экзерсис - стройно разработанная система движения, начинается с развития правильной осанки, т.е. умение сохранять в танцевальных движениях и позах устойчивость тела (апломб).

Основной метод классического танца сочетается с вспомогательными коррегирующими упражнениями, которые целесообразно включать в урок классического танца. Это облегчает усвоение детьми движений экзерсиса, предусмотренных программой I года обучения и ускоряет формирование балетной осанки, т.е. сделает возможным многим детям заниматься хореографией.

Для того, чтобы использовать все многообразие движений человеческого тела, воссоздать средствами танца свой духовный мир, человек должен обладать пластичностью корпуса и рук, Силой и легкостью ног с наибольшей амплитудой движений, т.е. свободной выворотностью ног. Под выворотностью ног понимается способность в танце развернутость бедра, голени и стопы, т.е. в положении при котором правильно поставлен корпус, а бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Балетная выворотность ног - необходимое условие балетной осанки. Хорошо развернутые бедра создают опору корпусу, придают ему устойчивость. В тоже время максимальный объем движений в тазобедренном суставе делает движение исполнителя непринужденными, естественными.

Исходя  из  основной  задачи  -  формирования  балетной  осанки  и  программы классического танца для первых классов  школ искусств и балетных студий, определены задачи первого года обучения:

Укрепление общефизического состояния учащегося. Для укрепления общего физического состояния рекомендуются, занятия водными процедурами, например, плавание. Плаванием растягиваются и укрепляются необходимые мышцы тела и исправляются некоторые недостатки осанки; вырабатывается ритмичное дыхание. Для укрепления физического состояния и снятия напряжения в перерывах между занятиями рекомендуются подвижные игры на свежем воздухе (игры в мяч, скакалки и другие).

Развитие двигательных функций (выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка). Для развития двигательных функций рекомендуется ряд вспомогательных упражнений на полу, которые улучшают, выворотность ног, эластичность связок и мышц, а также гибкость суставов.

Исправление некоторых недостатков в осанке, а именно сутулость, ассиметрии лопаток, увеличенного прогиба в поясничном отделе позвоночника и других. Для исправления этих недостатков необходимо применять ряд коррегирующих упражнений на полу в положении, разгружающем позвоночник - сидя, лежа на спине и животе, стоя на коленях и так далее. Эти упражнения комбинируются с упражнениями, направленными одновременно для развития двигательных функций.

Постановка корпуса, ног, рук и головы (основы равновесия, апломба). Фундаментом равновесия является правильная постановка тела учащихся в положении стоя у станка и на середа прыжках и в движениях на пальцах. Предполагается также постановка тела учащихся у станка и на середине зала в индивидуальном порядке при отклонении в осанке, как то: при "X", "0-образных ногах, при уплощении стоп (плоскостопие), при незначительных недостатках в корпусе, то есть при ассиметрии лопа­ток, небольшой сутулости, увеличенном прогибе в поясничном отделе позвоночника и так далее,

Овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают   согласованность   всех   частей   тела   в   пространстве   и   во   времени, позволяющую точно выполнять задание. Для развития координации движений в упражнениях на полу, у станка и на середине зала имеет немаловажное значение обучение учащихся музыкально-ритмической координации движений.

Урок делится на три части - подготовительную, основную и заключительную.

Первая, подготовительная часть урока включает в себя маршировку и бег, активные и активно - пассивные упражнения на полу.

Вторая, основная часть урока - традиционный классический экзерсис у станка и на середине зала.

Третья, заключительная часть - танцевально-игровые, упражнения.

Каждая часть урока имеет свои основные задачи.

Основной задачей подготовительной части является организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все усилия на физическую нагрузку, •подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса, приступить к формированию ба­летной осанки; в индивидуальном порядке у тех или иных групп детей исправлять имеющиеся в осанке недостатки. Для этого исполняется различные виды шагов, бега, и упражнения на полу.

Задачей основной части урока классического танца является формирование балетной осанки (постановка корпуса, ног, рук и головы), выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, шага, прыжка, воспитание начальных элементов координации у станка и на середине зала, развитие силы а выносливости. Исполняются движения классического экзерсиса от простейших первичных элементов до изучения прыжков и движений на пальцах.

Задачей заключительной части урока является развитие у детей танцевально-ритмической координации и выразительности в движениях, а также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение', поднять эмоциональный тонус у детей. С этой целью рекомендуются различные танцевальные "па" и их комбинации, танцевальные композиции, отдельные небольшие этюды.

Дети с отклонениями в осанке.

Среди принятых в хореографию детей встречаются такие, в телосложении которых наблюдаются некоторые нежелательные отклонения - сутулость, большой прогиб в пояснице, ассиметрия лопаток, а так же X - образные и О - образные ноги, плоскостопие. В то же время они обладают сценической внешностью, художественно одарены, наделены артистизмом и музыкальностью.

В анатомическом отношении осанка рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека: поперечной (горизонтальной), делящей тело на верхнюю и нижнюю половины; продольной (сагиттальной) делящей тело на две симметричные части - правую, левую; и передне-задней (фронтальный), делящей тело на переднюю и заднюю части.

Основой осанки является позвоночник и его соединения с тазовым поя сем. Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке кривизна позвоночника выражена умеренно. Направление линий позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространства между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.

Исходя из этих положений, для коррегирования нарушений осанки подбирались упражнения, главным образом, из лечебной физкультуры и системы йогов с учетом инди­видуальных особенностей детей. Поэтому изучение их физических данных имеет особенно важное значение на первом этапе их обучения.

При асимметрии лопаток, незначительном сколиозе применяются упражнения для устранения бокового смещения оси позвоночника, нормализации положения головы и лопаток, и упражнения, которые укрепляют мышцы спины, прилегающие к лопаткам, и силу мышц живота, особенно косых. Обращается внимание на соблюдение симметрии шейно-плечевых линий, за сохранением серединного положения головы и за выпрямлением позвоночника.

Когда имеет место седлообразная спина — лордоз, полезны упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц и связок тазобедренные суставов, мышц и связок спины, особенно поясничного отдела.

При сутулости — кифозе необходимо уменьшить грудной прогиб позвоночника назад. Для этого используются упражнения на укрепление глубоких мышц спины, растя­гивание и укрепление передних мышц и связок грудного отдела позвоночника и живота, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении. Особенно полезны упражнения на гибкость корпуса назад в грудном отделе позвоночника (рис. 5 б, в, г).

В иксообразных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные — короче. У таких детей обьлно выворотность больше в коленном суставе, поэтому необходимы упражнения на выработку выворотности ног в тазобедренном суставе. В упражнениях на исправление иксообразных ног важно следить, чтобы бедра плотно не соприкасались и не было бы перенапряжения коленей.

У детей с 0-образными ногами в процессе роста ноги могут выровняться в результате тренировок. Упражнения направлены на сближение ног, необходимо добиться, чтобы такое положение стало привычным. Полезны упражнения на растяжение внут­ренних связок коленей, укрепление мышц бедер, ягодичных мышц.

Одним из эффективных упражнений является упражнение, известное под названием «циркуль», которое выполняют, лежа на спине. При Х-образных ногах ноги раскрываются легко, без сопротивления в стороны, колени при этом слегка расслаблены. При соединении ног сосредоточивается сопротивление на стопах и голенях. При О-образных ногах, наоборот, раскрываются ноги со стоп, при этом бедра и колени удер­живаются в сомкнутом состоянии. При соединении ног сосредоточивается внимание на сближение и бедер, и коленей.

При плоскостопии укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Рекомендуется хождение поочередно на полупальцах, пятках и на наружных краях стоп, вращение стопами, лежа на полу. Используются упражнения, связанные с сокращением и  вытягиванием  стоп.

Вспомогательные коррелирующие упражнения выполняются, лежа на спине и животе, сидя, стоя на коленях, стоя в полный рост. Упражнения, которые исполняются лежа на полу, разгружают позвоночник от той дополнительной нагрузки, которую он испытывает, когда человек находится в вертикальном положении. В этих упражнениях дети приучаются сосредоточивать внимание на суста1Вно-мышечных ощущениях и сознательно управлять мышцами путем сокращения одних и расслабления других; осваивают также правила полного расслабления тела. Этими упражнениями улучшается гибкость суставов, эластичность мышц и связок, увеличивается сила    мышц.

В экзерсисе у станка и на середине зала при формировании профессиональной балетной осанки особо обращается внимание на расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, то есть на постановку корпуса, ног, рук, головы.

Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз находится точно в центре сагиттальной и фронтальной плоскостей тела, нельзя отклоняться ни вперед, ни назад, ни в стороны. Ключицы расправлены. Шейно-плечевые линии симметричны, лопатки прилегают к спине и их углы слегка оттянуты вниз и не выступают. Голова держится прямо, шея не напряжена.

Педагог на уроке обязан постоянно контролировать правильность осанки и обращать особое внимание на тех учащихся, у которых имеются отклонения. Работа над постановкой осанки с такими детьми проводится первоначально при неполной выворотности ног (90°—120°).

При асимметрии лопаток, когда одно плечо выше другого, дети обычно наклоняются в сторону опущенного плеча, туда же смещается и таз. В таких случаях необходимо выровнять шейно-плечевые линии так, чтобы лопатки приняли симметричное положение, то есть растянуть мышцы талии со стороны опущенного плеча, туда, же смещается и таз. В таких случаях необходимо выровнять Шейно-плечевые линии так, чтобы лопатки приняли симметричное положение, т.е. растянуть мышцы талии со стороны опущенного плеча.

У детей с увеличенным прогибом поясницы (седлообразной спине или лордозе) имеется тенденция наклона груди вперед, смещения таза назад и увеличения угла его на­клона. В этом случае прежде всего необходимо выровнять линию бедра и таза. Для этого следует растянуть связки тазобедренного сустава и мышцы поясницы. Закреплять это положение следует с помощью напряжения ягодичных мышц и мышц живота.

Дети сутулые (с кифозом) обычно отклоняют верхнюю часть корпуса от станка, а тазобедренную, наоборот, приближают к станку. Необходимо грудь приподнять и «по­дать» несколько вперед, а тазобедренную часть — слегка назад, растягивая мышцы груди, расправлять ключицы, слегка оттягивать лопатки к пояснице, а позвоночник вытягивать вверх

При постановке тела учащихся с Х-ообразными ногами прежде всего обращается внимание на постановку ног. Для стабилизации коленей в правильном положении в движениях экзерсиса также нужно держать их в чуть расслабленном состоянии, при этом усиленно раскрывать ноги в тазобедренных суставах. Обычно дети с Х-образными ногами име ют увеличенный прогиб в пояснице (лордоз). В этих случаях одновременно соблюдаются правила постановки тела при лордозе.

Тем, у кого О-образные ноги при постановке тела в экзерсисе, также требуется выравнивание ног за счет поворота и приближения друг к другу икроножных мышц и коленей. Среди этих детей иногда встречаются сутулые, тогда соблюдаются также правила постановки тела при кифозе.

Сочетание классического экзерсиса с системой вспомогательных к нему упражнений, применяемых целенаправленно и строго индивидуально, особенно важно в начальный период обучения детей классическому танцу, когда организм еще пластичен, податлив к тренировкам. Это позволяет в ряде случаев, детей с некоторыми природными недостатками, делать для них возможным занятие хореографией.

2. Подготовительные часть. Упражнения на полу.

2.1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения выполняются лежа на спине, руки свободно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги свободно вытянуты, пятки вместе, все мышцы тела расслаблены. Выполняя упражнение, вы должны ощутить напряжение тех или иных мышц, затем следует их полное расслабление, которое также необходимо ощутить. Дыхание свободное.

Упражнение 1. Исходное положение — расслабиться, лежа на спине.

На счет раз-два-три-четыре надо вытянуть ноги и пальцы ног; напрячь все мышцы тела, затем на счет пять-шесть-семъ-восемь полностью расслабиться.

Упражнение 2. Исходное положение — расслабиться на спине.

На счет раз-два при свободно лежащем корпусе, голове и руках, медленно вытягивая пальцы ног (невыворотно), напрячь мышцы ног. На счет три-четыре поднять как можно выше носки вверх (сократить подъем, чуть отделить пятки от пола). При этом все внимание сконцентрировать на мышечном чувстве другой группы мышц, особенно подколенных и голеностопных.

Эти упражнения, кроме того, способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.

2.2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава

Упражнение 3. Исходное положение — стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу.

На счет раз-два-три-четыре потянуться плечами к полу; на счет пятъ-шесть-семъ-восемъ вернуться в исходное положение. Повторить 12 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — стоя на коленях, правая рука вперед, левая под головой.

На счет раз-два отклонить таз вправо; на счет три-четыре вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 12 раз.

Упражнение 5. Исходное положение — лечь на спину, руки вверх, кисти переплетены ладонями вверх.

На счет раз увести руки вправо; на счет два вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.

Упражнение 6. Исходное положение — стоя на коленях, ноги врозь, взяться за пятки изнутри.

На счетраз-два-три-четыре подать таз вперед, развернуть плечи, прогнуться; на счет пятъ-шестъ-семъ-восемъ вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.

Упражнения 7. Исходное положение - сесть на пол с опорой на руки сзади, ноги согнуты врозь, стопы на полу.

На счет раз-два-три-четыре приподнять таз и подать его вперед, к пяткам; на счет пятъ-шестъ-семъ-восемъ вернуться в исходное положение. Повторить 12 раз.

Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов

Упражнение 8. Исходное положение — стоя на коленях. Согнуть спину назад и вытянутыми руками достать до носка ноги. Медленно перебирая руками, взяться за колени, бедра при этом должны быть максимально выдвинуть вперед.

Упражнение 9. Исходное положение — сидя на полу, колени и стопы вытянуть.

С абсолютно прямой спиной наклоняйтесь вперед, к ногам. Следите за тем, чтобы спина не сгибалась.

Упражнение 10. «Качалка». Исходное положение — лежа на животе.

Согните руки назад, дотянитесь до согнутых ног и возьмитесь за пальцы ног. Начинайте раскачиваться.

Упражнение 11. Исходное положение — лечь на живот, так чтобы грудная клетка касалась пола, колени прямые, стопы вытянуты или находятся в I позиции.

Поднимайте плечи вверх и назад, руки лучше держать за головой. Лучше это упражнение делать вдвоем, чтобы другая девочка придерживала грудную клетку на полу и оттягивала плечи назад.

2.3. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса

Упражнение 12. Исходное положение — лежа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу (выворотно).

Медленно поднимать то одну, то другую или обе ноги вверх, то вытягивая:, то сокращая их в I позицию.

Это упражнение также исправляет недостатки осанки.

При седлообразной спине (лондозе) необходимы упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц-разгибателей и укрепление мышц-разгибателей тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника (растягивание мышц и связок спины, особенно поясницы). Упражнение 13. Исходное положение — лечь на пол на спину, вытянуть ноги, руки положить вдоль тела.

На счет раз-два согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, на счет три-четыре прижать голову к коленям и зафиксировать это положение. На счет раз-два вернуться в исходное положение, на счет три-четыре расслабиться.

Упражнение 14. Исходное положение — сесть на пол, вытянутые ноги развести циркулем в стороны, руки поднять и раскрыть горизонтально на уровне надплечий.

На счет раз-два развернуться стороной опущенного плеча к противоположной ноге и наклониться вниз, стараясь достать рукой пальцы вытянутой ноги, на счет три-четыре зафиксировать это положение. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.

Упражнение 15. Исходное положение — сесть на пол, вытянутые ноги раскрыть циркулем в стороны.

На счет раз-два наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет три-четыре зафиксировать такое положение.

Это упражнение также способствует выработке амплитуды балетного шага.

Упражнение 16. Исходное положение — лечь на спину, вытянуть ноги, руки положить вдоль тела ладонями вниз.

На счет раз-два поднять одновременно корпус и вытянутые ноги (образовать угол). Руки для равновесия поднять и раскрыть в стороны. На три-четыре положение зафиксиро­вать. На счет раз-два-три-четыре прийти в исходное положение.

Упражнение 17. Исходное положение — лечь на пол, вытянуть ноги вперед, корпус прямой, руки опущены вниз.

На счет раз-два быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник. На счет три-четыре зафиксировать такое положение. Медленно поднять корпус, прийти в исходное положение.

2.4. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

Упражнение 18. Исходное положение — лечь на пол на спину, ноги слегка врозь, руки вдоль тела.

На счет раз-два отвести туловище вправо, не отрывая спины от пола; на счет три-четыре вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.

Упражнение 19. Исходное положение — сидя, ноги со гнуты, грудь прижата к бедрам, руками взяться за пятки.

На счет раз-два-три-четыре попытаться выпрямить ноги, не отрывая туловища от ног; на счет пятъ-шестъ-семъ-восемъ вернуться в исходное положение. Повторить 12 раз.

Упражнение 20. Исходное положение — лечь на пол на живот, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы.

На счетраз-два-три-четыре попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища; на счет пять-шестъ-семъ-восемъ вернуться в исходное положение. Повторить 16 раз.

Упражнение 21. Исходное положение — лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела.

На счет раз-два-три-четыре поставить ноги на пол за головой; на счет пять-шесгь-семъ-восемъ вернуться в исходное положение. Повторить 12 раз.

Упражнение 22. Исходное положение — лечь на спину, руки вытянуть вдоль тепа.

На счет раз-два-три-четыре прогнуться, опираясь на локти и не отрывая таз и голову от пола; на счет пятъ-шестъ-семъ-восемъ вернуться в исходное положение. Повторить 16 раз.

Упражнение 23. Исходное положение — сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову.

На счет раз-два наклониться вправо, стараясь коснуться локтем пола за коленом правой ноги; на счет три-четыре вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.

Упражнение 24. Исходное положение — сидя на полу, согнутые ноги врозь, руки перед грудью.

На счет раз-два поворот корпуса влево, правым локтем коснуться левого колена, левую руку увести как можно дальше назад и коснуться пола; на счет три-четыре вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.

Упражнение 25. Исходное положение — лечь на спину, руки за голову, ноги согнуты.

На счет раз-два постараться коснуться коленями пола справа, голову повернуть влево; на счет три-четыре вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.

2.5. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.

Упражнение 26. Исходное положение — лечь на спину, ноги вытянуты, повернуты внутренней стороной наружу (вы-воротно, I позиция), руки раскрыты в стороны и положены на уровне надплечий.

На счет раз-два одну ногу, сгибая в колене, подтянуть как можно выше к плечу (другая вытянута выворотно), согнутая нога скользит пальцами по вытянутой ноге, не отрываясь от пола. На счет три-четыре зафиксировать это положение. Колено стараться положить на пол, пальцы ног вытянуть. На счет раз-два медленно выпрямить ногу и вернуть в исходное положение. Ногу поднимать как можно выше. То же самое проделать другой ногой.

Упражнение 27. Броски ногами поочередно, то правой, то левой, вперед и в стороны.

Исходное положение — лечь на спину, вытянуть ноги выворотно, руки положить вдоль тела ладонями вниз.

На счет раз выбросить правую ногу вверх на 90°, сильно вытянув пальцы ног и колено (см. рисунок к упражнению 26). Другая нога, вытянутая и выворотная, лежит на полу неподвижно. На счет два медленно опустить ногу в исходное положение. Выполнить правой, потом левой ногой. То же самое в стороны.

Упражнение 28. Исходное положение — лечь на спину. На счет раз согнуть правую ногу, взявшись руками за

голень; на счет два выпрямить ногу с помощью рук; на счет три — как на счет раз; на счет четыре вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Повторить 16 раз.

Упражнение 29. Исходное положение — сесть на пол, ноги врозь, ладони перед собой на полу пальцами друг к другу.

На счет раз-два-три наклониться вперед, стараясь положить локти на пол; на счет четыре вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 16 раз. Упражнение 30. Исходное положение — сесть на пол.

На счет раз-два-три сделать наклон вперед, стараясь грудью коснуться ног, руки вперед, ноги в коленях не сгибать; на счет четыре вернуться в исходное положение. Повторить 16 раз.

Упражнение 31. Исходное положение — сесть с опорной на руки сзади, неги согнуть врозь.

На счет раз опустить правое колено вовнутрь, стараясь коснуться им пола; на счет два вернуться в исходное положение. То же другой ногой. То же двумя ногами одновременно. Повторить 16 раз.

Упражнение 32. Исходное положение — сидя на коленях и пятках.На счет р;аз-два-три выпрямиться и прогнуться, стараясь вывести бедра как можно больше вперед; на счет четыре вернуться в исходное положение. Повторить 12 раз.

При Х-образных ногах все упражнения направлены на растягивание связок в тазобедренном суставе. Упражнения выполняются с чуть расслабленными коленями. Одним из особенно эффективных коррегирующих упражнений является упражнение «циркуль».

Упражнение 33. Исходное положение — лечь на спину, ноги вытянуть, руки положить вдоль тела.

На счет раз-два легко раскрыть ноги в стороны «циркулем», пальцы вытянуть, колени держать чуть присогнуты-ми, на три-четыре, возвращая ноги в исходное положение, сосредоточить сопротивление на стопе и голени. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 34. При О-образных ногах необходимо растягивать подколевные связки ног. Рекомендуется упражнение «циркуль». Причем раскрывать ноги следует, начиная со стоп, стараясь как можно дольше удерживать стянутыми бедра и колени ног. Возвращаясь в исходное положение, первыми соединить колени.

2.6. Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов

Упражнение 35. Исходное положение — сесть на пол с опорой на руки.

Поочередно сгибать ноги как при езде на велосипеде. Повторить 10-12 раз. Упражнение 36. Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты вверх (бедра вертикально, голени горизонтально).

На счет раз-два сделать круг голенями вправо. То же влево. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 37. Исходное положение — стоя на коленях, руки на поясе.

На счет раз-два сесть вправо; на счет три-четыре вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 38. Исходное положение — стоя на коленях, носки врозь, руки на поясе.

На счет раз-два сесть на пол между носками; на счет три-четыре вернуться в исходное положение.

Упражнение 39. Исходное положение — сесть на пол по-гурецки.

На счет раз-два постараться встать без помощи рук; на зчет три-четыре вернуться в исходное положение.

2.7. Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава: эластичности мышц голени и стопы.

При плоскостопии следует укрепить рессорную функции, мышечно-связочного аппарата стоп, для чего используются упражнения, включающие хождение на полупальцах и пятках поочередно и на наружных краях стоп, а также вращение стопами, лежа на полу. Кроме того, могут быть использованы все упражнения, связанные с сокращением и вытягиванием стоп.

Упражнение 40. Исходное положение — сесть на пол с опорой на руки сзади.

На счет раз носки на себя; на счет два вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола. Повторить 16 раз.

Упражнение 41. Исходное положение — сидя на полу. Ногу согнуть и выворотно положить на другую.

Одной рукой возьмите снизу пятку, другой возьмите голе-ностоп сверху и начинайте давить на него.

Упражнение 42. Исходное положение — сесть на пятки, носки вытянуть.

На счет раз, опираясь левой рукой о пол, захватить правой левое колено и постараться приподнять его; на счет два вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Повторить 16 раз.

Упражнение 43. Исходное положение — сесть на пол с опорой на руки сзади.

На счет раз приподнять выпрямленную правую ногу; на счет два вернуться в исходное положение. То же другой ногой. То же с вращением стопы вовнутрь. Каждое вращение повторить по 4 раза.

Упражнение 44. Исходное положение — сидя на полу, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая, немного прогнута.

Выпрямляйте колени так, чтобы коснуться ими пола, при этом пятки отрывайте от пола как можно дальше, носками старайтесь дотянуться до пола. Это упражнение можно усложнить, поднимая вытянутые ноги под углом над полом.

Упражнение выполняют также для улучшения гибкости коленных суставов.

Упражнение 45. Исходное положение — сидя на коленях. Одной рукой возьмитесь за пятки так, чтобы они не расходились, другой — за палку.

Отрывайте колени от пола, сгибая при этом голеностоп, но не переходя на пальцы. Старайтесь колени поднять выше, а спину держать прямой.

Это упражнение также способствует формированию стопы и осанки

2.8. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага.

Упражнение 46. Исходное положение — расслабиться, лежа на спине.

На счет раз-два при свободно лежащем корпусе медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь только мышцы ног. На счет три-четыре, напрягая и сокращая ягодичные мыпгцы, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороной наружу так, чтобы пятки подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы — пола. Поворот в тазобедренном суставе производится мышцами, которые, сокращаясь, растягиваются. Ощутите работу этих мышц.

Упражнение 47. Исходное положение — расслабиться, лежа на спине или сидя,

На счет раз-два, вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола (мышцы напрягаются). На счет три-четыре сократить подъем ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с подошвами и носками образовали прямую линию, а мизинцы коснулись пола, то есть должна получиться I позиция. Ноги в коленях выпрямлены. Ощутить сокращение мышц, а затем расслабить мыпгцы. Упражнение 48. Исходное положение — сесть на пол, согнув ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить пальцы ног руками.

На счет раз-два-три-четыре медленно наклониться вниз; распрямляя ноги, прижаться головой к ногам, сохраняя I позицию ног. На раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.

Это упражнение также растягивает и укрепляет мышцы спины, и особенно поясницы.

Упражнение 49. Исходное положение — лечь на живот. Бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью.

Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бедра на полу. Лучше это упражнение выполнять вдвоем, чтобы партнер помогал удерживать стопы и бедра на полу. Упражнение 50. Исходное положение — сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью.

На счет раз-два-три, опираясь руками на колени, опустить их как можно ниже: к полу; на счет четыре вернуться в исходное положение. Повторить 16 раз. Это упражнение выполняют также для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Упражнение 51. Исходное положение — лежа на спине, руки разведены в стороны.

Поднять вытянутую ногу и отвести ее в сторону, удерживая таз на полу. Повторить упражнение с другой ноги.    Упражнение 52. Исходное положение — лежа на спине.

Согнуть левую ногу в колене, бедро прижать руками к груди. При этом нужно следить, чтобы другое бедро удерживалось на полу, выпрямляя ногу в колене. Следить за тем, чтобы таз не смещался и правая нога оставалась вытянутой. То же с другой ноги.

Упражнение 53. Исходное положение — лежа на животе, ноги фиксируют I позицию.

Поднимите ногу вверх (от исполнителя), тяните ее рукой к себе и верните в исходное положение. Затем упражнение повторяют с другой ноги. Ногу стремиться поднимать как можно выше, живот держать на полу.

Упражнение 54. Исходное положение — сесть на пол.

Разведите ноги в стороны до предела, одну ногу согните в колене перед собой. Другая девочка сзади придерживает согнутую коленку и отводит выворотную и вытянутую ногу назад. Затем ноги меняют.

Упражнение 55. Исходное положение — лечь на спину, спину выпрямить, плечи и бедра прижать к полу. Ноги максимально выпрямлены, стопы вытянуты.Одну нету поднимают вперед на 90°, ступня выворотно и «утюгом». Другая девочка, надавливая всем телом на поднятую ногу, помогает прижимать бедро к полу. Уменьшите угол между ногой и телом и, снова нажимая на ступню, прижмите бедро к полу. Нельзя наклонять ногу во время давления.

Упражнение 56. Исходное положение — лежа на полу, спина, плечи и бедра прижаты к полу, колени выпрямлены, стопы вытянуты.

Другая девочка берет одну ногу и, придерживая вторую на полу, начинает тянуть ногу на 180°. Плечи и бедра на полу. Упражнение повторяется с другой ноги.

Упражнение 57. «Шпагат». Если мышцы паха уже хорошо растянуты, сядьте на «шпагат». Ноги должны быть прямые, стопа спереди вытянута, а сзади «утюгом» (сокращенная

стопа). Противоположное передней ноге плечо отведено вперед. Упражнение усложняется тем, что можно заднюю ногу сгибать, приближая к голове. Это упражнение также развивает выворотность и танцевальный шаг учащегося.

2.9Упражнения на исправление осанки.

Поговорим еще раз об искажении осанки. Если эти искажения фиксирован, выражены резко и вы не можете принять правильное положение, то в этом случае требуется лечение. Если же нарушения нестойкие, слабо выраженные, то такие нарушения поддаются исправлению при упорной целенаправленной работе. Наиболее часто встречаются кифоз (сутулость), поясничный лордоз (седлообразная спина), сколиоз (боковое искривление позвоночника). Ниже приводятся упражнения, которые дают возможность исправить эти дефекты.

Упражнение 58. Исходное положение — лежа на животе.

Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться, руки назад. Удерживайте это положение некоторое время. Затем опустить руки и ноги на пол, расслабить мышцы.

Можно также выполнять это упражнение с поднятыми руками, стараясь поднимать руки как можно выше над головой.» Упражнение 59. Исходное положение — лежа на животе, руки за голову, ноги вместе. Стопы вытянуты или находятся по I позиции. Стопь.1 удерживает партнер.Выполняйте прогиб назад, удерживая бедра и живот на полу. Упражнение 60. Исходное положение — лежа на спине, руки вверх.

Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Вернуться в исходное положение, потянуться руками вверх, вытянуть подъем, прижать поясницу к полу.

Упражнение 61. Исходное положение — встать в упор на коленях.

Раз — мах правой ногой назад, левая рука поднимается вверх. Два — исходное положение. Три — мах левой ногой назад, правая рука поднимается вверх. Руку стараться поднимать как можно выше.

Упражнение 62. Исходное положение — встать в упор на коленях. Спину прогнуть, голову поднять до предела вверх и опустить назад, одну ногу выдвинуть вперед. Вернуться в исходное положение. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 63. Исходное положение — сидя, ноги вместе, стопы на полу, колени согнуты. Руки в стороны.

Раз-два — поворот туловища вправо, руки за голову, локти назад, лопатки свести. Три-четыре — исходное положение. Упражнение повторяется в другую сторону.

Упражнение 64. Исходное положение — лежа на спине, руки вверх.

Раз-два — руки за голову, наклон вправо. Три-четыре — исходное положение, потянуться. То же в другую сторону. Упражнение 65. Исходное положение — встать на колени и сесть на пятки, руки за голову.

Подняться с пяток (стоять на коленях), выдвигая таз вперед, сильно разогнуть тазобедренные суставы. Руки развести в стороны ладонями вверх. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 66. Исходное положение — сесть, скрестив ноги («по-турецки»). Руки в стороны.

Наклон вправо, правая рука за спину, левая поднимается вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить в другую сторону. Делается еще разворот в талии вперед и назад.

Упражнение 67. «Кошечка». Исходное положение — упор на коленях.

Раз-два — спину прогнуть, голову поднять до предела вверх. Три-четыре — спину выгнуть, голову опустить вниз. Упражнение 68. Исходное положение — встать на коле­ни, руки опущены вниз.

Раз-два — правую ногу вытянуть вперед в сторону на носок, наклон к правой ноге. Левой рукой коснуться носка правой ноги, правую руку назад. Три-четыре — исходное положение. Повторить в другую сторону.

Упражнение 69. Исходное положение — лежа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками. Удерживать это положение несколько секунд.

В дальнейшем для развития гибкости поясного отдела постараться достать ногами пол перед головой, руками надо браться за бедра.

Упражнение 70. «Кольцо». Исходное положение — лежа на животе.

Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, стараться коснуться ногами головы.

3. Основная часть. Классический танец.

Методические правила исполнения движений классического танца хорошо известны каждому педагогу. Они подробно описаны в трудах А. Вагановой, Н. Тарасова,

B.         Костровицкой, А. Писарева, Н. Базаровой, много ценного можно почерпнуть в работах

C.         Головкиной и П. Пестова.

Классический урок для начинающих можно разделить на три части: экзерсис у станка, аллегро, порт де бра.

При исполнении движений экзерсиса у станка у учащихся две руки лежат на станке.

Экзерсис у станка включает простейшие движения: плплие, батман таньдю, батман таньдю жете, ронд де жам партер, сюрли кудепье,  а также релеве.  Все движения

рекомендуется начинать исполнять по I позиции. V позиция для маленьких детей еще сложна.

Начинать освоение батман таньдю и жете лучше в сторону, затем вперед, а потом уже назад, как самое сложное направление. Важно следить за абсолютной правильностью направления, ровностью бедер. Движения эти начинают разучиваться в очень медленном темпе и в батман таньдю обязательно с паузой в открытой позиции. Почти все учащиеся имеют навал на большой палец опорной ноги, и во время паузы ставится задача — убрать навал.

После знакомства с батман таньдю в медленном темпе рекомендуется взять

Изучение ронд де жам партер начинается с дыми ронд де жам андеор с по­ложения вперед, как наиболее простое. Позднее вводится дыми ронд де жам андедан с положения в сторону.

Сложно освоение плие. Часто учащиеся раньше понимают и исполняют грамотнее плие по II позиции, чем по I. Поэтому в практике можно начинать плие не с I позиции, а со И.

Сюрли ку де пье - положение очень трудное, так как следует сформировать грамотное положение стопы и сохранить выворотность бедер. Поэтому изучение можно начинать с положения ноги на носок в сторону.

Начинается экзерсис у станка с фиксации корпуса в I позиции ног. Постановка корпуса осуществляется в течение всего экзерсиса у станка. В конце каждого движения рекомендуется снять руки со станка в подготовительное положение и зафиксировать его.

Для детей лучше начинать экзерсис у станка лицом в зал. В таком положении они проявляют больший интерес к занятиям.

В конце экзерсиса у станка исполняется 3-е пор де бра и растяжки в основном в сторону.

Раздел алегро готовит учащихся к понятию прыжка и развивает его.

Практически все прыжки выполняются по I невыворотной позиции, при этом руки находятся на талии. В таком положении исполнять прыжки легче.

Подготовка к прыжкам проводится в конце экзерсиса у станка серией релеве без плие и с плие в спокойном темпе.

При групповых занятиях рекомендуется делать прыжки в 3 линии, одна за другой по 7 прыжков, 8-ой заканчивать на колено с руками во 2-ой заниженной позиции:. Фиксация этого положения способствует укреплению мышц спины. Завершать упражнение можно серией хлопков.

Пор де бра дает первоначальные навыки в постановке рук. Для маленьких детей лучше начинать с положения кисти в аллонг и в таком виде поднимать руки снизу — наверх через стороны. Постепенно переходить к постановке кисти в аронди и начинать с подготовительного положения. Затем начинать изучение I и III позиций, а потом уже II позиции. Очень важно, чтобы все движения выполнялись точно в музыку.

Вся техника классического балета подчинена определенным за.конам, каждое движение классического танца исполняется в соответствии со строгими правилами. Важно, чтобы дети поняли правила исполнения каждого движения и старались четко им следовать.

Классический танец является фундаментом для правильной постановке корпуса. Хотелось, чтобы этот фундамент был крепким и надежным.