О подготовке детей к конкурсу чтецов

О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К КОНКУРСУ ЧТЕЦОВ

 

Гордеева Тамара Витальевна,

педагог дополнительного образования

Руководитель учебного объединения

 «Сценическое искусство»

МБОУДО «ЦДТ»

 

Конкурс – это испытание для ребенка. И побеждает в этом испытании тот, кто прочитает стихотворение выразительнее и ярче других. Кроме этого, ребенку необходимо справиться с собственным волнением, чтобы стрессовая ситуация не помешала ему раскрыть на сцене стихотворное произведение. За успехом всегда стоит большая творческая работа и большое количество репетиций. Так, нужно подобрать такое стихотворение, чтобы оно обладало несомненной художественной ценностью, отвечало возрастным психолого-педагогическим особенностям ребенка. Обязательное условие – чтобы этот стих нравился чтецу. Подготовительный этап включает в себя обязательное ознакомление с биографией автора и с историей создания стихотворения, важно проанализировать текст и выяснить творческий замысел автора. На конкурсе чтецов идёт прямой контакт с аудиторией, с публикой. Для того, чтобы юный чтец не боялся живого контакта, необходима предварительная подготовка. Можно устроить домашнее прочтение стиха, чтобы его слушало одновременно несколько человек: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Пусть они смотрят на чтеца, устремленные взгляды не должны его смущать. Что касается непосредственно выразительного прочтения: нужно вжиться в материал стиха, стих должен стать для чтеца «своим». Он должен  чувствовать каждую строчку. Стихотворение – это словно маленький фильм, который надо донести до зрителей, рассказывая. У каждого свое видение художественного образа, свой характер, разная, но своя интонация. Но задача состоит в том, чтобы донести этот «фильм» до слушателей, чтобы это было интересно, зажигало, захватывало. Прислушиваясь к некоторым юным чтецам, заметно, что один говорит невнятно (плохая дикция), другой «плюет» словами, речь другого очень вялая, посыл звука слаб или речь наоборот, слишком  быстрая, и до зрителя не доносится основная мысль, зритель с большой напряженностью улавливает текст. Некоторые же из чтецов способны видеть в художественных произведениях сокрытое между строк, слышать музыку слов, ощущать вкус, цвет и запах звуков… Рассмотрим важные два положения, являющиеся элементами актерской техники: 1.Умение хорошо дышать, для чего необходимо освоить технику дыхания. 2. Уметь быть слышимым, для чего нужно приобрести хорошую дикцию. Дыхание является основой хорошей дикции, осмысленного чтения. Умение правильно дышать – не значит раздуть грудную клетку и просто дышать в полную силу, а это умение пользоваться дыханием. Частая отдышка, обрыв дыхания на полуслове, нажим на слово в высокой тональности все это утомляет зрителей и отвлекает от содержания. Важно научиться владеть дыханием настолько, чтобы после глубокого вздоха суметь задерживать его и пользоваться им совершенно свободно, т.е. распределять дыхание так, чтобы всегда хватало воздуха. Даже если нет больших актерских способностей, благодаря умению, искусству чтения можно заполнить собой самый большой зал. Для этого нужна постоянная тренировка владением свободой мышц. После упражнений на дыхание надо заняться выработкой хорошей подачи голоса, его гибкости и звучности, расширяя его регистр и в то же время не исказив его. Дикция – это умение делать хорошо слышимым все, что говоришь, придавать весомость и сочность словам без усилий и естественно. Для формирования правильного произношения, артикуляции необходима работа над быстрым и четким произношением считалок, скороговорок; проговаривание труднопроизносимых слов и фраз; специальные речевые упражнения. Постоянная работа над тренировочными текстами, упражнениями на четкое произношение с игровыми элементами воспитывают у обучающихся голосовую и речевую выразительность, выработку дикции. Четкостью и 25 ясностью произношения учащиеся овладевают на материале пословиц, скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Большое внимание должно уделяться интонации, расширению диапазона голоса, тренировке навыков правильного дополнительного дыхания, использованию выразительных средств голоса: силы и высоты звука, смене ритма, динамики. Хорошая дикция, правильное дыхание с верной подачей голоса, выразительная речь – важные элементы актерской техники и залог успеха юных чтецов.