Гордеева Тамара Витальевна,
педагог дополнительного образования
Руководитель учебного объединения
«Сценическое искусство»
МБОУ ДОД «ЦДТ»
Образовательная программа "Сценическое искусство" предполагает систему введения дополнительных занятий с обучающимися - индивидуальных. Цель индивидуальных занятий направлена на выявление речевых недостатков у учащихся и работа над их исправлением : обучению выразительному чтению, как необходимому условию полноценного общения, отработка дикции, произношения, посыла звука, правильное владение дыханием, голосом для выработки словесного общения в быту и перед аудиторией , а так же обучению учащихся приемам актерского мастерства в процессе творческой работы: это освобождение от психофизических зажимов и обучение сценическим действиям, мизансценам в работе над ролью в театральных постановках. Поставленные задачи индивидуальных занятий развивают личность ребёнка, оптимизируют процесс развития речи, голоса, чувства ритма, создает благоприятную базу для успешной постановки спектакля, способствует выявлению творческих способностей учащихся,
В работе на индивидуальных занятиях прежде всего важен, необходим тонкий индивидуальный подход к каждому воспитаннику.Доверие и вера педагога в творческие способности воспитанника, позитив, чуткость и открытость педагога во многом раскрепощает его от психофизических зажимов и способствует постепенному самораскрытию творческого потенциала. Проблема педагога не только в том, чтобы вызвать интерес, заразить сценическим искусством, но и в том, как удержать этот интерес и сделать занятия сценическим искусством интересным для воспитанников и необходимым для них как воздух. Для это же, прежде всего, считаю, нужна систематическая творческая потпика: воспитанник постоянно должен получать и хотеть получать что-то новое- интересную для его творческого развития информацию: секреты и приемы сценической игры, сценического поведения выбранного героя. Такие большие возможности реализуются на индивидуальных занятиях. Учащимся нравится, когда педагог уделяет ему много внимания, работает с ним индивидуально. На групповых занятиях сложно и нежелательно озвучивать ошибки воспитанников-начинающих, маленьких актеров, которые только пытаются освоить сцену. Постоянные замечания могут психологически зажать, сломить их уверенность и желание играть на сцене, поэтому на индивидуальных занятиях у педагога есть большая возможность работать над сценическими ошибками и совершенствоваться с каждым воспитанником отдельно.
Во время творческой работы, на репетициях не все дети ведут себя корректно и адекватно по отношению друг к другу. Выяснение отношений в частых случаях ни к чему не приводит. Именно в индивидуальной работе с воспитанниками, где идет детальный разбор поступков, действий отрицательных или положительных героев для последующего перевоплощения в роль, формируется умение вести себя на сцене, в реальной жизни, дается оценка отношения не только к персонажу, но и своего поведения. В процессе работы на индивидуальных занятиях есть возможность использования, применения эффективных методов воспитания в духе терпимости, толерантности.
Индивидуальная работа дает возможность индивидуально обсудить макет сценического реквизита предстоящей постановки, тонкости изготовления сценического костюма. На индивидуальных занятиях у воспитанников есть возможность найти изюминку предстоящей роли, обыграть ее до мельчайшей детали, внести что-то свое, новое, сценическую находку, манеру игры, вложить свою фантазию, воображение, чтобы успешно реализовать себя в выступлениях.
Индивидуальная подготовка к Международным, Межрегиональным, Республиканским и районным творческим конкурсам, Фестивалям, отчетным концертам и праздничным представлениям и участие в них способствует самораскрытию творческого потенциала и развитию эмоциональной сферы личности воспитанников, придает уверенность в публичных выступлениях и вдохновляет их на творческую активность.