Проектная деятельность в системе дополнительного образования

 «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(Обобщение педагогического опыта работы)

 

                Выполнила:

Казакова Ираида Александровна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО  «Центр детского творчества»

Чебоксарского района  Чувашской Республики

 

 

 п. Кугеси – 2018 год

Содержание:

 Введение

ГЛАВА I. Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности

1.1. Из истории происхождения проектной деятельности

1.2. Понятие о проектной деятельности

1.3. Классификация проектной деятельности

ГЛАВА II. Этапы освоения детьми проектных действий

2.1. Общий алгоритм, или последовательность выполнения проекта

2.2. Оформление учебного проекта

2.3. Через проблему – к практическому результату

Заключение

Список литературы

  

                                                           Введение.

 

Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски отбор талантливых учеников, оказание им всемирной поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. От квалификации учителя, педагога дополнительного образования во многом зависит степень вовлечения школьников в научные исследования. На уроках, занятиях, кружках, студии, факультативах и др. ведется кропотливая совместная работа ученика и его наставника по форматированию навыков исследования, по освоению методики проведения эксперимента и обработки данных, школьники учатся вести дискуссию по теме исследования, ориентировано оформлять итоги выполненных работ, отстаивать личную позицию в образовательном процессе.

Современное образование пришло к выводу о необходимости индивидуализированного педагогического процесса, содержание и организация которого адаптированы к особенностям развития конкретного ребенка и той реальной предметной среды, посредством которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в  практической деятельности. Такой подход позволяет осуществить обнаруженный в арсенале мировой и отечественной практики метод проектов (проектный метод).

Главная идея методов проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально доминирующей проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Сегодня в школе и в учреждениях дополнительного образования есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

Проектную деятельность можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса. В настоящее время она является наиболее актуальной в контексте профильного обучения, в качестве дополнительного образования, являющегося дополнительной специализированной подготовкой учащихся старших классов, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Суть деятельности – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления,  аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке.

Какими же могут быть конкретные цели и задачи проектного обучения? Под целями и задачами проектного обучения можно понимать следующее:

·         способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

·         через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

·         через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

·         развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения, фиксировать и анализировать, строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

Проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся.

 

 

ГЛАВА I. Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности

1.1.            Из истории происхождения проектной деятельности

 

В настоящее время в образовательную деятельность вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

 Метод проектов не есть нечто совершенно новое и неожиданное  в педагогической практике.  Б.Валясэк  отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (так как предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (так как разрабатывались план, эскиз, модель). Разработки студентов обычно не внедрялись, поэтому можно считать, что это было первое понимание проекта в педагогическом контексте. Метод проектов, рожденный в результате практических потребностей в системе высшего образования в технических дисциплинах, был перенесен в школу.

В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов  говорят, что впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д.Снедзен - заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. В начале XIX века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Американские педагоги считали, что практическое обучение является основой обучения будущих фермеров. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщенное название «домашний проект». Так возник метод проектов. В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект».

И. Трухин утверждает, что автором метода проектов является американский педагог Е. Паркхарст. Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон-план». Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребенок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты, кооперируясь с другими учениками и обращаясь к учителю за консультацией. Как правило, первую половину дня ученики работали самостоятельно, без расписания, на основе рабочих руководств по отдельным учебным предметам. Во второй половине дня - занятия в группе по интересам, причем группы создавались по желанию самих учащихся. В целом, каждый ученик работал по индивидуальному плану (проекту), составленному им совместно с педагогами. Через определенные промежутки времени он отчитывался, «защищал» свой проект. В рамках Дальтон-плана целью образования оставалось приобретение суммы знаний без учета их насущной необходимости ребенку.

Большинство же авторов, например, Е.С. Полат , считают, что теория и практика проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX - начале XX веков. По их мнению метод проектов зародился во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952гг), который рассматривал детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия.

В 1920-е годы Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком был предложен метод проектов. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.  Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Обучение в школе основывалось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему. В дальнейшем сторонники метода проектов, основывались на взглядах Джона Дьюи.

В педагогической  энциклопедии и у Б.Валясэк  считается, что в широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи В.Х. Килпатриком (1871-1965), который обозначил его как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, производящуюся в известных общественных условиях, взятая, как типичная черта школьного обихода. В.Х.Килпатрик определил программу школы, работающей по методу проектов как ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретённые от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей реальностью и основывается на актуальных интересах. А это возможно только в том случае, когда программа обучения не общая для всех школ, а индивидуальная, разработанная в совместной работе учителя и ученика. В.Х Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на наивысшие ступени. Фактически метод проектов на этом этапе представлял собой обучение через организацию «целевых актов», позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования. По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью — один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект». Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов:

I. Воплощение мысли во внешнюю форму.

II. Получение эстетического наслаждения.

III. Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.

IV. Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.

По мнению В. Кильпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой-либо деятельности, например письма на уровне старшеклассников (IV тип проекта). Таким образом, все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако выполнение таких проектов не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений, т.е. с их учением. С другой стороны, интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея В. Кильпатрика о построении учебного процесса с учетом только из интересов ребенка не целесообразна.

Метод проектов  внимание русских педагогов привлек еще в начале XX века. И.Ф. Колесникова И М.П. Горчакова-Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. На рубеже XIX и XX вв. в отечественной методике начальной математики и естествознания формируется новый подход, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта его восприятия. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту преподавания. В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такие определения, как практический (В.А. Герд), опытно-исследовательский (А.П. Пинкевич), исследовательский (Б.Е. Райков), опытно-показательный метод, метод лабораторных уроков (К.П. Ягодовский). По своей сути они во многом перекликались с методом проектов. После перевода в России в 1925 г. перевода книги В.Х. Килпатрика учебное проектирование получило широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности.

В литературе нет единой точки зрения на то, кто является автором проектной деятельности в российской школе. В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов считают, что основоположником метода проектов является С.Т. Шацкий. Он в систему проектной деятельности включал «приспособление» ученика к материалу (выбор подходящего материала для той или иной цели) и к инструменту (умения пользоваться инструментами). Другие исследователи называют одним из основоположников проектного метода обучения П.П. Блонского. Ученый придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. Именно в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а консультантом, помощником, «спутником» учащихся в их творческой преобразовательной деятельности. Также внедрение проектного метода связывают с П.Ф.Каптеревым, В.Н.Шульгиным, М.В.Крупениной, Б.В.Игнатьевым

Е.Г. Кагаров считал, что:

  - исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

  - проект должен осуществляться поэтапно;

  - школьные проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;

  - ведущим становится принцип самодеятельности: учащиеся сами себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;

  - проект – есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

По М.Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:

- постановка задачи;

- разработка самого проекта принятого задания;

- организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

- непосредственно трудовая деятельность;

- учет проделанной работы.

1903 -1930 г.г. можно назвать первым периодом использования метода проектов в обучении российских школьников.

После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, в которых рекомендовалось применять метод проектов, заменять школьные классы звеньями и бригадами. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Однако отсутствие четких разработок по использованию метода проектов в практике преподавания школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. Недостаточно продуманное применение методов проектов в школах было осуждено в 1931 году  Постановлением ЦК ВКП(б) и практически до конца XX века не было серьезных попыток возродить этот метод и внедрить его в процесс обучения.

1990 -2000 г.г. можно назвать вторым периодом в использовании метода проектов в школах России. К этому времени был изучен и обобщен мировой опыт. Появились публикации отечественных и зарубежных ученых о влиянии метода проектов на повышение интереса учащихся к технологическому образованию, о выявлении этого метода на самообразовании школьников, о развитии интеллектуальных способностей ребенка: работы Е.С. Полат, М.Б.Павловой, Джека Питта и других. Многие авторы отмечают, что использование метода проектов в школьной практике позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать у школьников специфические умения и навыки общенаучного и коммуникативного характера.

 

1.2. Понятие о проектной деятельности

 

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социально-культурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов, так  Г.В. Терехова  говорит в своем докладе, что метод проектов и проектная деятельность – это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:

 -  конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

 - форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

- дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса,  приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

      Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

·         Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

·         Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

·         Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

·         Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, предоставлять четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

·         Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

·          Проект должен быть посильным для выполнения;

·         Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

·          Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

·          Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

·         В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

·          Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

·         повышение мотивации учащихся при решении задач;

·          развитие творческих способностей;

·         смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому процессу;

·         формирование чувства ответственности;

·         создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

 Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.      Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому процессу происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обеих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

 

1.3. Классификация проектной деятельности

 

Первая классификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. Ученный рассматривал три группы учебных проектов. «Проекты игр» - это детские занятия, цель которых - участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и так далее). «Экскурсионные проекты», для целесообразного изучения проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети получали удовольствие от рассказа в разнообразной форме - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.

В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям.

Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам (см. схему 1).

 

Схема 1

Типологические признаки проекта

 

 


Число участников проекта                                  Продолжительность проектов

 

Метод, доминирующий в проекте:

- исследовательский;

- творческий;

- информационный;

- практикоориентированный;

- игровой и др.

Характер контактов:

 среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира и др.

Характер координации проекта:

- непосредственный (жесткий, гибкий);

- скрытый (имитирующий участника проекта).

Метод, доминирующий в проекте.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования. Обязательное выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую  перспективу исследования.

Творческие проекты   предполагают творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, однако строятся в известной логике «дизайн - петли» (см.схему 2): определение потребности, исследование (дизайн – анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Схема 2

Дизайн – петля - алгоритм проектной деятельности

1.Определение потребности       2.Исследование – дизайн анализ существу-

ющих объектов       3.Обозначение требований к объекту проектирования  

4.Выработка первоначальных идей      5.Анализ идей      6.Выбор одной      

7.Планирование       8.Изготовление      9.Оценка (рефлексия)

 

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результаты же не  всегда возможно наметить в начале работы, они могут быть определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный метод  получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные методы анкетирования и интервьюирования) , ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты - это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

 

 

Характер координации проекта.

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в  своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимся, сохраняя консультирующие функции, но не навязывая свое решение.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Характер контактов.

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет-сети).

Международные проекты с участием представителей различных стран. Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. Но в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации. То есть, уровень квалификации учителя не должен служить тормозом к осуществлению такого рода деятельности.

Колическтво участников проекта

По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные, групповые.

Продолжительность проведения.

Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках);

среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от одного до нескольких месяцев).

К вышеперечисленным типам проектов добавляют проекты по основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.

Наибольшую популярность в дополнительном образовании получили творческие, практико-ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт учащихся, поддерживать долгое время интерес к проектной деятельности.

 

ГЛАВА II. Этапы освоения детьми проектных действий

2.1. Общий алгоритм, или последовательность выполнения проекта

 

Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который, в общих чертах, включает развернутые ответы на вопросы:

§  Какие потребности Вы собираетесь удовлетворять своими предложениями? Не является ли вами предлагаемое «информационным шумом»?

§  Что уже есть? Что предлагает рынок? Какова эволюция и тенденция изменения «Вашего» интеллектуального продукта, изделия?

§  Какова конкуренция? Есть ли динамика рыночной цены? Все плюсы и минусы?

§  Кто потенциальные потребители Вашего предложения (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?

§  За счет чего Вы хотите добиться успеха?

§  Какие идеи и решения у Вас есть?

§  Какими ресурсами и возможностями Вы располагаете? Какие идеи и предложения в Ваших условиях могут оказаться наиболее подходящими? Какие дополнительные ресурсы Вам нужны? Каковы Ваши запросы к научным исследованиям и разработкам?

§  Какой уровень кооперации Вы предлагаете?

§  Какой квалификацией должны обладать работники при освоении ими Ваших предложений?

§  Каковы основные расходы в связи с реализацией Вашего проекта?

§  Как вы собираетесь представлять свое новшество на рынке? Как планируете организовать сбыт и продажу?

§  Что больше Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хотели улучшить, если бы работу над проектом Вы бы начали заново? Есть ли недостатки в проекте, которые бы Вы не хотели исправлять?

 

2.2. Оформление учебного проекта

 

Ответы на эти вопросы надо постараться изложить письменно и устно, но так, чтобы ваши замыслы, идеи и решения были понятны и интересны любому читающему вашу пояснительную записку к проекту.

Любой проект состоит из:

Ø  пояснительной записки, в которой Вы показываете свой путь от замысла, через поиски идей и решений, через схемы, рисунки, быть может чертежи к окончательному проектному решению;

Ø  материального воплощения проекта (изделие, опытный образец, макет или другое, а так же тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др.);

Ø  публичной защиты выполненного проекта и его результатов.

В пояснительной записке должно быть отражено:

1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование идей.

2. Описание этапов конструирования объекта.

3. Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.

4. Процесс изготовления изделия, графические материалы.

5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

6. Техника безопасности при выполнении работ.

7. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.

8. Использованная литература.

9. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

Пояснительная записка выполняется на стандартных листах бумаги А4 с соблюдением полей, оформлением титульного листа, оглавления. Пояснительная записка делается на листах формата, на одной стороне, рукописно или на компьютере, и, конечно, имеет, содержание, список использованной литературы; листы подшиваются и нумеруются. Объем пояснительной записки – 4-10 страниц текста, написанного от руки или напечатанного на компьютере.

При выборе, анализе и реализация проекта необходимо решать следующие проблемы:

- как определить сферу деятельности;

- как выбрать модель, конструкцию изделия;

- как разработать технологию изготовления изделия;

- как провести экономический расчет изделия;

- как оформить отчет по проекту.

Выделяются три этапа выполнения проекта:

1.Подготовительный этап:

- поиск и обоснование проблемы,

- выбор оптимального варианта решения,

- анализ предстоящей работы.

2.Технологический этап:

- планирование технологических процессов,

- разработка технологической документации,

- организация рабочего места,

- выполнение технологических операций,

- самоконтроль деятельности.

3.Заключительный этап:

- корректировка объекта деятельности,

- экономическое обоснование,

- мини-маркетинговые исследования,

- контроль и испытание,

- защита проекта.

 

1. Исследовательский (подготовительный) этап

Прежде всего, на этом этапе нужно осуществлять поиск проблемной области. Определяются требования к проектам, технология их выполнения и оценивания.

На следующем этапе учащиеся осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определенных изделиях или услугах, интеллектуальные материальные возможности самого себя и школы. Опираясь на собственные знания и анализ источников, каждый школьник формулирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта.

 

Структура мини-маркетингового исследования

 

 

Мини-маркетинговые исследования

Составление рекламного проекта изделия

Поиск способов реализации изделия

Составление бизнес-плана

товарный знак; соревнования

стиля, его значение, рекламный текст

изучение спроса покупателей; изучение конъюнктуры  рынка; заключение договоров

Источники и объем доходов; статьи и объем расходов; перспективы развития производства

 

Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается «звездочка обдумывания» - схематическое изображение составляющих творческого проекта.

 

Алгоритм выполнения проекта

Разработка вариантов проектной деятельности

 

На этапе разработки различных вариантов выполнения проекта необходимо изучить его историю, сделать рисунки, схемы вариантов, определить их достоинства и недостатки. Для этого необходимо найти исторический справки, документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения, что позволит восстановить исторические этапы возникновения развития выбранных учащимся изделий, объектов, технологических систем. Возможны посещения музеев, выставок, демонстраций слайдов, документальных фильмов.

На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений («звездочка обдумывания») проблем, конструкции, материалов и дизайна будущего изделия.

На данном этапе используется метод дизайн-анализа, который помогает выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия.

Опорная схема размышлений создания объекта проектирования.

Для определения формы изделия и наиболее подходящих материалов можно использовать метод морфологического анализа. Составляется морфологическая матрица.

 

Морфологическая матрица

Признаки

Альтернативные варианты

Материал

 

Конструкция

 

Способы оформления

 

Цвет

 

 

С целью анализа объекта проектирования, на основе изучения признаков различных, случайно выбранных объектов, определяются их существенные признаки, которые переносятся на проектируемые объекты.

 

Признаки объектов

 

Объекты

Признаки

 

 

 

На основе ассоциативного мышления получаются необычные сочетания признаки, позволяющие преодолеть психологическую инертность и придумать оригинальное решение проектно-творческой задачи и различные модификации проектируемых объектов.

Активации технологического мышления учащихся можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта. Школьники находят в журналах, книгах и других источниках модели, фотографии идеальных объектов и сравнивают идеальные и реально существующие объекты. На основе сравнительного анализа составляется список технологических противоречий (несоответствий с идеальным объектом) и разрабатывается алгоритм (последовательность действий) по их устранению. При этом заполняется следующая таблица.

 

Алгоритмический анализ

Признаки

Идеальный объект

Реальный объект

Действия по устранению противоречий

 

 

 

 

 

На основе анализа учащиеся разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.

Определяется перечень необходимых инструментов, приспособлений и оборудования и заполняется следующая таблица.

 

 

Инструменты, приспособления, оборудование

Назначение в процессе изготовления спроектированного изделия

 

 

 

В зависимости от проекта заполняется список инструментов и объясняются правила пользования ими. Одновременно определяются правила безопасности при работе с ними и санитарно-гигиенические условия организации рабочего места.

На следующем этапе проводятся предварительные экономические расчеты себестоимости проектируемого изделия (услуги). Здесь может быть использован функционально-стоимостный анализ объекта с целью определения затрат на материалы, энергоносители, информационные услуги и т.д.

На следующем этапе обучения проектной деятельности необходимо научить школьников анализировать экологические ограничения и достоинства проектируемых объектов.

 

Опасности технологической среды

 

Технологические                 Биологические            Антропогенные

 

На основе полученных значений учащиеся заполняют таблицу в следующей форме:

 

Экологическое обоснование проекта

Экологические достоинства объекта

Экологические ограничения объекта

 

 

 

Исследовательский (подготовительный) этап проектной деятельности заканчивается разработкой технологии изготовления спроектированного

 

 

Структура технологического процесса

n

3

2

n

3

2

1

1

1

2

3

n

 

 


Технологические подходы

Технологическая карта

№ и название детали

Наименование операции

Эскиз

Оборудование и материалы

 

 

 

 

 

Технологический процесс выполнения предстоящего изделия может быть представлен по-разному: от простого поэтапного, последовательного перечисления выполняемых действий (в младшей школе) до сложных технологических карт (в специально подготовительных для этой сложной работы средних и старших классах).

 

2.Технологический этап.

В процессе выполнения технологических операций учащиеся подбирают режимы обработки материалов, осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей преобразовательной деятельности, внося изменения в технологический процесс. Корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, контролируют технологический процесс, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

Культура труда включает, прежде всего, технологическую дисциплину, т.е. использование наиболее рациональных приемов выполнения работы, соблюдение последовательности и правил выполнения технологических операций в строгом соответствии с маршрутными и операционными картами.

Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место. Эта организация включает в себя достаточно естественное или искусственное освещение рабочего места, обеспечение соответствующих нормам воздухообмена, температуры и влажности, наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости» - участка, на котором должно быть сконцентрировано необходимое оборудование, инструменты, материалы, приспособления, которыми часто приходится пользоваться.

При организации рабочего места нужно учитывать свои антропологические характеристики: рост, высота глаз в положении стоя и сидя, длина рук и т.д.

Также не нужно упускать из внимания дизайн и оформление рабочего места. Особое внимание нужно уделить строгому соблюдению правил техники безопасности на каждом рабочем месте.

 

3.Заключительный этап.

На этом этапе осуществляется корректировка деятельности, экологическое обоснование проекта, мини-маркетингового исследования, контроль и испытание изделий, защита проекта.

Коррекция изделия проводится на основе метода сравнения выполненного проекта с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах.

Учитель помогает обнаружить и устранить недочеты, привести проект в соответствие с заранее утвержденным вариантом.

 

Экономическое обоснование проекта

Определение расходов на материалы, электроэнергию

Определение себестоимости изделия (услуги)

Определение цены изделия (услуги)

Мз

С= Мз +Роп +Ао +Здр

Цп=С +П +НДС

Затраты на сырье и вспомогательные материалы;

Роп – расходы на оплаты труда

Цн - нижний уровень цен;

С – себестоимость;

П – прибыль;

Затраты на топливо и электроэнергию;

Ао – отчисления амортизационные, страховые

НДС – налог на добавленную стоимость

Траты на оплату услуг и налогов на добавленную стоимость

Здр – затраты на

 

 

Испытание изготовленного изделия сначала проводят самостоятельно, а затем с друзьями и учителями.

Когда проекты будут выполнены, оформляется пояснительная записка. Учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно с помощью ЭВМ: набрать и сформировать текст, вставить нужные рисунки, схемы.

Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы членов жюри и товарищей, делают самооценку проектов. Члены жюри с учетом качества выполнения проекта и его защиты оценивают работу каждого учащегося.

 

2.3. Через проблему – к практическому результату

 

Проблема проектной деятельности школьников в условиях технологического образования является не новой. Как показывает практика анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является одним из приоритетных направлений в системе образования. На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработано.

Проектные методы позволяют строить образовательный процесс на основе сотрудничества различных участников (учителей, детей, родителей, специалистов, пр.) что позволяет привлечь образовательные ресурсы общества, обеспечивает включение ребенка в социальное взаимодействие уже на этапе школьного обучения.

Метод проектов в руках педагога дополнительного образования есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого осуществляется лично-деятельностный подход в дополнительном образовании детей. Проблема формирования проектного мышления в контексте целостного развития неадаптивной личности при профильном обучении в учреждениях дополнительного образования приобретает особую актуальность. Превращение проектирования в предмет обучения и в основу содержания образования предполагает:

·         включение детей в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах;

·         построение детско-взрослых переговорных площадок, где могут совместно ставиться социокультурные проблемы и создаваться новые формы их решения;

·         обучение школьников соответствующим способом – целепологанию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т.д.

Без развития этих способностей освоение проектирования невозможно (Чацка А.Н.,2006).

Педагоги дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Чебоксварского района внедряют метод проектов на протяжении десяти лет.

На своих занятиях во многих случаях руководствуюсь именно проектной деятельностью учащихся. Это происходит тогда, когда они под руководством решают всевозможные конструкторские, технологические задачи, связанные с изготовлением объекта труда. Работаю в учебном объединении «ВСЕУМЕЙКА» по четырем образовательным программам: «Мягкая игрушка», «Художественное выжигание по ткани», «Городецкая роспись» и «Резьба и роспись по дереву» и в  каждой образовательной программе  включен раздел «Проектная деятельность» (третий год обучения), где часть времени используется для теории, другая часть – для практической работы над изделием. Изучение теоретического материала на каждом занятии сопровождаю выполнением конкретных практических заданий, упражнений, проведением демонстраций, осмысленного опыта выполнения проектов выпускников учебного объединения. Каждый учащиеся учебного объединения по окончании полного курса обучения защищает учебный творческий проект. Выполнение проектных работ обязательно, согласно положению об итоговой аттестации. Для проведения итоговой аттестации для защиты творческих проектов создается комиссия из представителей администрации, профсоюзного комитета, педагогов со стажем определенного профиля деятельности. Выпускникам учебных объединений, прошедших аттестацию, выдается документ – Свидетельство и Грамота за успехи в исследовательской и проектной деятельности.

Каждый раз, когда перед началом занятий по проектной деятельности перед собой ставлю задачи, которые требуют безотлагательного решения:

- как определить содержание проектных заданий?

- как подготовить учащихся к их выполнению с позиции формирования и развития творческих способностей, инициативы и самостоятельности?

- как рационально организовать их работу по составлению и реализации проектов?

Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю литературу по данной тематике.

При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения педагог-учащийся.

Учащийся

Педагог

определяет цель деятельности

помогает ему в этом

открывает новые знания

рекомендует источники знаний

экспериментирует

раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавателно-трудовую деятельность

выбирает

содействует прогнозированию результатов выбора

активен

создает условия для проявления активности

субъект обучения

партнер

несет ответственность за результаты своей деятельности

помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности

 

Одним из условий оптимизации проектной и исследовательской деятельности учащихся является возможность грамотного руководства проектом. Работа по методу проектов требует от педагога не столько преподавания, сколько создания условий для активной деятельности учащихся: он должен стать инициатором, координатором, менеджером, консультантом, экспертом. Ему самому нужно владеть навыками проектирования, чтобы научить этим навыкам учащихся.

В Чебоксарском районе сложилась и успешно действует практика научно-практических конференций «Поиск», на которых учащиеся защищают свои лучшие проекты, выполненные под руководством учителя или педагога дополнительного образования. Работа конференций проходит по четырем направлениям: «Техническое творчество», «Обработка дерева», «Мода и школа», «Прикладное творчество». По каждому направлению определяются победители и призеры конференции. Работы победителей районного этапа направляются на заочный тур республиканской научно-практической конференции «Поиск». Конкурсные материалы проходят отборочный тур, участники получают приглашение на финал, где они защищают свои творческие проекты.

 

 

 

 

Результаты участия в районной, республиканской научно- практической конференции «Поиск» с 2004 года

 

Год

 

Номинация

Уровень

Место

Ф.И.О.

Название работы

2004

Прикладное творчество

Республика

третье

Семенова О.

«В мире мягкого и пушистого»

2005

Прикладное творчество

Республика

третье

Максимова К.

«С игрушкой вместе душа на месте»

 

 

2006

Прикладное творчество

Район

третье

Краснова Галина

«Друг моей мечты»

Прикладное творчество

Район

третье

Дулатова Н.

«А это для тебя»

Прикладное творчество

Республика

третье

Краснова Г.

«Друг моей мечты»

2007

Прикладное творчество

Район

второе

Егорова А.

«Игрушка-подушка»

2008

Прикладное творчество

Район

третье

Краснова Г.

«Скатерть-самобранка»

 

2009

 

 

Прикладное творчество

Район

первое

Журавлева О.

«Мечта детства»

Прикладное творчество

Район

второе

Кузьмин Н.

«Рыбак»

Прикладное творчество

Район

третье

Парандеева Е.

«Первый шаг»

Прикладное творчество

Республика

третье

Журавлева О.

«Мечта детства»

2010

Прикладное творчество

Район

первое

Михайлова Н.

«Былые времена»

2013

Прикладное творчество

Район

первое

Васильева Т.

«Необычная парочка»

2014

Прикладное творчество

Район

первое

Васильева Т.

«Необычная парочка»

2014

Прикладное творчество

Район

первое

Александрова Д. и  Алексеева Е.

«Весенний сюрприз»

Прикладное творчество

Район

второе

Терентьева А.

«Два в одном»

2015

Прикладное творчество

Район

первое

Туйзарова А.

 

«Для моих любимых»

 

Прикладное творчество

Район

второе

Петренко В.

 

«Сюрприз»

2016

Прикладное творчество

Республика

третье

Петренко В.

«Сюрприз»

2017

Прикладное творчество

Республика

второе

Ленгесов И. и Ленгесов П.

«Семейная традиция»

2018

Прикладное творчество

Республика

первое

Сарапова К.

«Частичка рая на земле»

 

Целый ряд источников, пробуждающих у учащихся любознательность, интерес к знаниям, находится за пределами учебного процесса. Существенное преимущество внеурочной деятельности состоит в самостоятельном выборе, добровольности, соответствии выбранного занятия склонностям и желаниям школьников. Внеурочная работа отличается от учебной более свободными формами, отсутствием жесткой регламентации во времени, непринужденной обстановкой, возможности широкого применения новейших технологий. Дополнительное образование по своей изначальной сути  является вариативным образованием, ориентированным на свободный выбор многообразия видов и форм деятельности, как со стороны педагогов, так и со стороны ребенка. А  этот в свою очередь подводит к тому, что сама сфера дополнительного образования выступает как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. При этом, вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей получения более глубоких, в том числе специальных знаний, профессиональной ориентации в целом саморазвития человека.

 

Заключение

 

Актуальность методики проектной  деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает:  «Метод проектов....очень эффективен.

За годы внедрения проектной деятельности в учебную программу метод проектов стал неотъемлемой составляющей в процессе обучения в учебном объединении. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать   творческие способности и коммуникативные. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В проектной деятельности учащиеся:

- овладевают навыками работы с источником информации, технологиями, овладевают навыками самоорганизации;

- учатся ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность;

- учатся принимать решения, моделировать, проектировать.

В ходе работы над проектом у учащихся развиваются навыки работы в группе, формируется культура публичного выступления и т.д.

Проектное и научно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех ступенях, так и в рамках дополнительного образования).

 

Список литературы

 

1. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1997.

6. Инчикова Т.А., Родионова Т.Н.Использование «Звездочки обдумывания и технологической карты в проектировании. «Дополнительное образование и воспитание»,№ 11, 2006.

7. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.

10. Трухин И. Педагогические инновации последнего столетия. //http://www.athens.kiev.ua/academy/pedtech1.htm

11.Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Кожина О.А. и др. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство.1994.№4.

12. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пос. для учителя. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

13. Чайка А.Н. Проектирование как предмет дополнительного обучения. «Бюллетень».№1,2006.

14. Чанилова Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. Саратов, 1997.// http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/118914.html

15. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998 №3

16. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности : Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №2.