Профессиональное здоровье педагога

Профессиональное здоровье педагога

 

Подготовила:

Методист МБОУДО «ЦДТ»

Чебоксарского района Чувашской Республики

КУЗЬМИНА С.А.

 

 

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс потенциал развития самого общества».

Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения.

 Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств. По данным для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. Более того, исследование показало, что для учителей со стажем работы более 20-ти лет характерно снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, то - есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает "эмоциональное сгорание".

По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% "сгоревшие".

Перенесение социальной роли "учитель" в личную жизнь, "срастание" с этим "костюмом" - беда многих педагогов и их близких. Профессия очень этому способствует: когда пол - дня ты несешь ответственность (огромную!), учишь, отдаешь указания, оцениваешь, а во вторую половину дня, уже дома проверяешь тетради и готовишься к урокам, остается мало шансов быть полноценной женой, матерью, женщиной. Работа съедает, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться. Вот и происходит то самое "эмоциональное сгорание", которое может проявляться по - разному - в виде "срывов" на работе или дома, когда муж и дети (если таковые имеются) становятся вечными учениками. Все представители профессий, где есть опасность за человеческие жизни, подвергается психологическим и психиатрическим проверкам. И водительские права вы не сможете получить, миную кабинет психиатра. А вот если педагог с явными признаками невротического поведения, здесь уже ничего не сделаешь, по крайней мере, пока "гром не грянет" т.е. не случится что - нибудь (тьфу-тьфу) с ребенком. Зато вам могут гарантировать, что этот человек не болен туберкулезом, у него нет сифилиса и глистов (это в Д/С). У педагога в таком состоянии разрушается профессиональная деятельность, он сам становится, по сути, фактором риска для развивающейся личности ученика и его здоровья. поэтому усилия должны быть направлены на профилактику у него синдрома эмоционального выгорания.

Система работы над этими задачами предполагает, прежде всего, преодоление факторов, которые создают наибольший риск возникновения симптомов эмоционального выгорания. К их числу относится абсолютное погружение учителя в работу, в родной коллектив, некая «самоизоляция» от внешнего мира - ловушка чрезмерной эмоциональной и мыслительной вовлеченности в работу. Зададимся вопросом: это свободный выбор педагога или он уже не может остановиться? Во втором случае работа стала для учителя своего рода «наркотиком». Но дозу «наркотика» придется увеличивать, а качество работы обязательно будет снижаться, не говоря уж о здоровье. Высок риск выгорания для тех педагогов, которые не имеют профессиональных горизонтов - ни ближних, ни дальних, к которым они стремятся. У каждого они свои: открытый урок или аттестация, участие в школьном конкурсе педагогического мастерства или городском фестивале, публикация в методическом журнале или вне­дрение творческой программы в учебный процесс - через неделю, весной, в следующем году, через два года. Известно, что быстрее всего выходит на грань выгорания педагог, который уверен, что, будучи учителем, он не имеет права ошибаться, всегда должен быть сдержан, обязан быть во всем примером, не имеет права на предвзятость. Такая позиция создает невыносимые условия и для взрослого, и для ребенка: сохранение своей исключительности требует колоссальных усилий, с высоты такого пьедестала трудно принимать в расчет чувства, интересы, потребности ребенка.

Важно повышать психологическую грамотность педагога, содействовать формированию осознанной профессиональной позиции, развивать его коммуникативную компетентность, способствовать освоению современных эффективных психосоциальных технологий учебной и воспитательной работы.

Кроме того, важно помочь учителю справиться с уже возникшими симптомами психоэмоционального истощения, внутриличностными и межличностными конфликтами, а также освоить навыки саморегуляции и оптимального поведения в конфликтных ситуациях. Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

Социологический опрос педагогов средних общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений показал неблагополучие в сфере здоровья: так, только 8% опрошенных отнесли себя к категории практически здоровых; 20% указывают на наличие хронических заболеваний; периодически (3-4 раза в год) болеют до 32% преподавателей; практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. Педагоги осознают фактор негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: до 2% респондентов проявляют себя агрессивно; 21,7% испытывают апатию, желание уйти от действительности; такое же количество учителей подвержены эмоциональным взрывам; для 41,3% педагогов характерно раздражение. Приведенные данные свидетельствуют о том, что педагоги, решая образовательные задачи, проблему оздоровления подрастающего поколения оставляют вне своего внимания.

По мнению самих преподавателей, в наибольшей степени способствуют укреплению здоровья следующие факторы: занятия физическими упражнениями - 12%; полноценное и качественное питание - 22%; оптимальная организация рабочего дня - 24%; прогулки на свежем воздухе - 26%; полноценный сон - 56%. Педагоги осознают значимость указанных факторов для собственного физического благополучия, но в реальной деятельности, по их собственному признанию, используют их не в полной мере. В то же время лишь 6% опрошенных связывают укрепление здоровья с качественным медицинским обслуживанием.

Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

·         миопия(близорукость);

·         ларингит;

·         синдром хронической усталости;

·         гиподинамия;

·         остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  • отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  • сниженная двигательная активность; эмоциональная перенапряженность;
  • большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
  •  отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  • использование авторитарного стиля руководства.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

  • лечебно-оздоровительные упражнения:
    • упражнения для позвоночника
    • упражнения для осанки
    • упражнения для шейного отдела позвоночника
  • следить за своим физическим здоровьем:
    • полноценное питание
    • достаточный сон
    • соблюдение правил личной гигиены
    • режим труда и отдыха
    • занятия спортом
  • соблюдать психоэмоциональное равновесие:
    • позитивное мышление
    • оптимизм
    • управление эмоциями
    • доброжелательное отношение к людям
    • любовь к себе

Рекомендации:

  • Начинайте каждый день с чувством радости.
  • Поддерживайте это состояние в течение дня.
  • Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
  • Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
  • Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
  • Питайтесь регулярно и разнообразно.
  • Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
  • Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
  • Не переедайте на ночь.
  • Спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Занимайтесь физическими упражнениями.
  • Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
  • Любите свою душу и тело.
  • Старайтесь окружить их комфортом.

Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам